Проект "БУДУЩЕЕ ШКОЛ МОЛДОВЫ"
ЖУРНАЛ «ОБЩЕЕ ДЕЛО»
Жизнь Замечательных Людей
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И УЧЕНИЕ Г.С. СКОВОРОДЫ
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ ДЖОРДАНО БРУНО.
- ЖИЗНЬ И УЧЕНИЕ РАМАКРИШНЫ.
- ГЕОРГИЙ ФРАНЦИСК СКОРИНА
- ЖИЗНЬ М.В. ЛОМОНОСОВА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ П.А. КРОПОТКИНА
- ЖИЗНЕННЫЙ ПУТЬ И.П. ПАВЛОВА
- ЖИЗНЬ СЕРАФИМА САРОВСКОГО.
- Николай Федорович Федоров
- Борис Леонидович Смирнов
- ЖИЗНЬ СВАМИ ВИВЕКАНАНДЫ
Культура и Духовность
- ОТЦОВСТВО И ВОСПИТАНИЕ
ДЕТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ - Мирча ЭЛИАДЕ. МИФОЛОГИИ СМЕРТИ: ВВЕДЕНИЕ
- «ГАРРИ ПОТТЕР»:
ДЕТСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОККУЛЬТИЗМУ - ВОПРОС О ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА
- М. Элиаде. СВЯЩЕННОЕ ВРЕМЯ И МИФЫ
- ВОПРОС О ЗНАЧЕНИИ ШКОЛ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И О ПОСЛЕДСТВИЯХ ТАК НАЗЫВАЕМОЙ «ОПТИМИЗАЦИИ» ШКОЛ
- РАССРЕДОТОЧЕННЫЕ ОРГАНИЗМЫ
- Ранние представления о солнечном божестве
в толковинской мифологии русинов Молдавии - Вопрос о самобытности и исконности русской культуры
- «МАХАБХАРАТА» — памятник древней Индии
- Итоги тысячелетий духовных устремлений человека
- Культура древности и современность. Б.Л.Смирнов
- Древнерусский бог ТРОЯН и его чудесная история в толковинских текстах русинов Молдавии*. Ю.В. Иванов
- О БЛОКИРОВАНИИ ОТРИЦАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В ЛИТЕРАТУРЕ, ИСКУССТВЕ И СМИ
История-Археология-Этногенез
- СВЕТЛАНА ЖАРНИКОВА: МЫ КТО В ЭТОЙ СТАРОЙ ЕВРОПЕ?
- ПАСХАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ Н.Ф. ФЁДОРОВА
- ЧУВСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ И МИСТИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ У ПРИМИТИВНЫХ ЛЮДЕЙ
- Н.Ф. Фёдоров. ГОРИЗОНТАЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ И ВЕРТИКАЛЬНОЕ — СМЕРТЬ И ЖИЗНЬ
- МОЛДАВСКАЯ ТРАДИЦИЯ ВСЕМ МИРОМ ЧИСТИТЬ КОЛОДЦЫ КАК ОБЩЕЕ ДЕЛО
- РАЗМЫШЛЕНИЕ О САКРАЛЬНОМ СИМВОЛИЗМЕ МОЛДОВЫ
- ТИАУАНАКО
- В лучах кристалла Земли
- Опыт исследования духовных ритмов истории
- Трипольская культура
- Этническое самосознание русинов севера Молдавии. Ю.В.Иванов
- Ю.В. Иванов. Толковинскй текст «ДО ВЭЫЛЭЫКОГО РАТАТА».
КОНЦЕПЦИЯ ИДЕОЛОГИИ И МИРОВОЗЗРЕНИЯ.
МИФОЛОГИЧЕСКИЕ, ВРЕМЕННЫЕ И ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПАРАЛЛЕЛИ.
Этика Животных
- ИЕРАРХИЯ У КРЫС
- История слоних
- МОББИНГ В ЖИВОТНОМ МИРЕ
- ОБУЧЕНИЕ ВЫСШИХ ОБЕЗЬЯН «РАЗГОВАРИВАТЬ»
- Ломехуза или модель умирающего общества.
- Горбатые киты оказались спасителями.
- Слоны плачут?
- Собаки понимают речь
- Альтруизм и Эгоизм...
- Бабочки-вампиры
- Mетропёс
- Вид паразитизма
- Говорящий слон
- Дельфин и помощь людей.
Наука и техника
- АЛКОГОЛЬ НЕОБРАТИМО ИЗМЕНИЛ МОЗГ У МЫШЕЙ
- Засев облаков
- ГИПОТЕЗА ГЕИ
- КАК АУТОФАГИЯ МОЖЕТ СОХРАНИТЬ ЗДОРОВЬЕ И ПРОДЛИТЬ ЖИЗНЬ
- Духовная экономика.
- Багдиры.
- Вред маргарина и других трансжиров
- Великая Рукотворная Река
- Влияние телевизора на детей
- Биоэтанол
- Кто вредитель?
- Бессмертные омары
- Хлеб, которым нас убивают
- Озеленение крыш.
Наш дом-Земля
- А.Л. Чижевский. ГНЕВЫ СОЛНЦА
- ТРАНСГУМАНИЗМ И ЕГО СФАБРИКОВАННАЯ РОДОСЛОВНАЯ
- О ПРОЕКТЕ «НАШ МУСОР С НАМИ» ИЗ СЕЛА РЫШКОВА
- ЖИЗНЬ В СЕЛЕ.
- B. И. Вернадский. АВТОТРОФНОСТЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
- Ноосферное строительство планеты в космическом пространстве— это новая эпоха её эволюции и эволюции живого вещества.
- ДВИЖЕНИЕ МААТАИ ВАНГАРИ «ЗЕЛЁНЫЙ ПОЯС»
- Загадки ровестника динозавра
- От астрологии до космической биологии
- Человек и Лес
- Задача Конференции Мира
- Актуальность идеи Н. Ф. Фёдорова об управлении природой в современности.
- РЕЗОНАНСЫ ШУМАНА.
Светлана Галчанская
Потенциал человека
- КРАТКАЯ ИСТОРИЯ КОВИД-БЕЗУМИЯ И ПОПЫТОК СОПРОТИВЛЕНИЯ ЕМУ В МОЛДОВЕ.
- СЕМЬЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
- ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ВАКЦИНАЦИЯ И ЕЁ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ОБЩЕСТВА
- НОВЫЙ ЧЕЛОВЕК НОВОЙ ЭПОХИ.
- АЛКОГОЛЬ КАК МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОРУЖИЕ САМОУНИЧТОЖЕНИЯ
- Вопрос о пагубном влиянии телевизора, компьютера и других устройств виртуальной реальности на детей и взрослых.
- Любовь — опустевшее понятие или суровый подвиг человечества.
- Гармония через вегетарианство
- Правда о прививках
- Человек, будущее - в твоих руках
- ЙОГА. Б.Л.Смирнов.
- РОД И ИНДИВИДУУМ. «МНЕ ВСЁ ДОЗВОЛЕНО» ИЛИ «Я ОТВЕТСТВЕНЕН ЗА ЦЕЛОЕ»?
- ЭГРЫ КАК ОРГАНИЗМЫ . В.Я. Ткаченко
Роман
- А.П. ПЛАТОНОВ. ЮШКА
- Борхес Хорхе. Тайное чудо
- Андрей Платонович Платонов- НА ЗАРЕ ТУМАННОЙ ЮНОСТИ
- Андрей Платонович Платонов - " ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ"
- А.П. Платонов. ПЕСЧАНАЯ УЧИТЕЛЬНИЦА.
- Леонид Андреев. ПРАВИЛА ДОБРА.
- ДЕТСКИЕ СЕКРЕТЫ. Достоевский Ф. М
- СОН СМЕШНОГО ЧЕЛОВЕКА
Ф.М. Достоевский. - А.Ф.Лосев. ЖИЗНЬ
- «БОБОК» (Ф.М. Достоевский)
- «Сказание о Дхарме»
- «ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР»
- «Корова». Андрей Платонов
Притчи
- В ЧЁМ СЕКРЕТ УСПЕХА?
- Вера матери в своё дитя.
- ДВЕ ЛЯГУШКИ
- ГРУЗ ОБИД
- Диверсия в сказке.
- Притча о зиме и жалости.
- ЛУЧШАЯ КУКУРУЗА
- ЧТО СКАЖУТ О ТЕБЕ
- Святой и змей Нагарджуна и вор
- Подъём, Познавший...
- Взгляд силы
- Как отрекаются от мира
- Вызыватель дождя
- Мудрец и сахар
Замечательные люди в Молдове.
КАРЛ ШМИДТ — НЕПОВТОРИМЫЙ ГРАДОНАЧАЛЬНИК КИШИНЁВА
Талант примара или человек славен трудом.
Наша Родина
- Ю.В. Иванов-ЛЕГЕНДЫ И БЫЛЬ КОСОУЦКОГО МОНАСТЫРЯ
- Ю.В. Иванов ЛЕТОПИСНЫЙ ЧЕРН — ЗАГАДКА ВЕКОВ
- Ю.В. Иванов. «КОПЫТО ТРОЯНА» В ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ МОЛДАВИИ И РУСИ
- Юрий Васильевич Иванов ЦЕРКОВЬ АРХАНГЕЛА МИХАИЛА В СЕЛЕ ВАДУЛ-РАШКОВ И ЕЁ РАННЯЯ ИСТОРИЯ В ТОЛКОВИНСКИХ ТЕКСТАХ РУСИНОВ МОЛДАВИИ.
- ДРЕВНИЙ ПЕРЕСЕЧЕН: ГДЕ ОНА — МОЛДАВСКАЯ ТРОЯ?
- ДОСТОПРИМЕЧАЛЬНОСТИ САХАРНЫ
- Мощь веков
- Старооргеевское урочище
- Загадки Цыповского урочища
- Урочища и достопримечательности села Рудь.
Наш архив
НАШИ НОВОСТИ
-
Контактная информация
НАША РОДИНА
УРОЧИЩА И ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ СЕЛА РУДЬ
(Сорокский район, Молдавия)
Довольно трудно было начинать писать статью, располагая таким скудным материалом. Почему это так? Опять тайна или секрет? Сказанное в предыдущем выпуске журнала о Цыпово верно и в отношении Руди: полную историю этого места ещё предстоит написать; наша же статья вовсе не претендует на это, а является лишь постановкой проблемы.
Село Рудь находится на севере Молдовы в 45 километрах от города Сороки и в пяти километрах от трассы Сороки-Атаки, в пяти километрах от Днестра. Первое упоминание о нём в исторических источниках относится к 1463 г. Слово «Рудь» славянского корня и, очевидно, связано со словом «руда». Говорят, что до сих пор вода ручьёв, впадающих в Днестр, имеет красноватый окрас из-за мельчайших частичек руды. Считается, что раньше это место было одним из главных металлургических центров древнего мира, чтo подтверждается археологическими раскопками.(1) С другой стороны, слово «рудь» связано с кровью, а её в этих местах было пролито немало, а впрочем, мест таких у нас много.
Дорога, проходящая через всё село приводит к церкви, построенной в конце 19-го века. Возле церкви находится кладбище, а чуть поодаль или даже под ним, находится Пещера Усопших. Вход в неё расположен на берегу речушки Булбоана. Для того чтобы войти, нужно пробираться на корточках. Длина пещеры не боле ста метров, в ней нет ничего необычного, но, вероятно, это лишь часть пещеры. Если ходить по поверхности земли в этом районе, то часто можно почувствовать, что под ногами полости, как будто ходишь по чему-то пустому(2). С этой пещерой связано много легенд. По одной из них, пещера проходила (проходит?) под руслом Днестра, а по другой, в этой пещере укрывались жители села, когда приходили враги. Вторая версия не такая уж и маловероятная, так как вход в пещеру неприметен, а сама пещера раньше была гораздо больше. После Великой Отечественной Войны сельские подростки нашли в ней скелеты и различное оружие, после чего вход в пещеру взорвали динамитом по настоянию сельсовета.
Вход в Пещеру Усопших
Свод пещеры довольно низкий
Оставляя слева от себя церковь, кладбище и Пещеру Усопших, дорога ведёт в покрытый высокими деревьями яр. Говорят, что иногда здесь можно услышать, как поют скалы. При определённом направлении ветра возникает специфический звук, за что это место ещё назвали «арфой Эола». Пропетляв по лесу, дорога через ручей приводит нас к железному забору, за которым среди высоких елей возвышается женский монастырь и церковь имени «Святой Троицы.
Монастырь возник ещё в 1777 г. и изначально был мужским, но уже в 1828 г. он был преобразован в женский, а монахов направили в соседнее село Каларашовка. Легенда об основании монастыря гласит, что в XVIII веке один из воевод Молдовы, Григоре Гика, тяжело заболел, и никто не мог его вылечить. Но однажды у ворот его дворца остановился запряжённый волами воз, и старый крестьянин пообещал поставить господаря на ноги, но при условии, что Гика оставит все дела и поедет с ним. Старик отвёз правителя в Рудь, где в течение месяца лечил его виноградом. Через месяц воевода вернулся во дворец здоровым, а позднее, в знак признательности, был воздвигнут знаменитый монастырь в Руди. Правда это или вымысел, но микроклимат здесь действительно замечательный, не зря в 1949 г. в бывшем монастыре начал работу детский интернат. Со всех сторон место окружено лесом, рядом протекает широкий ручей с водопадами и чистой ледяной водой, в двух километрах течёт Днестр. Здесь много птиц, в том числе редких и занесённых в красную книгу, водятся косули и кабаны. Наверное, и энергетика этого места особенная, не зря здесь было так много древних поселений, но обо всём по порядку.
Карта археологических памятников микрозоны Рудь–Арионешты
К северо-востоку от монастыря за холмом находится урочище, которое называется Ла Шанцурь (У рвов). Здесь действительно есть рвы и валы, оставшиеся от древней крепости. Этот мыс с обрывистыми краями прекрасно подходил для создания городища, так как искусственные укрепления нужно было строить только с одной напольной//?// стороны. В результате раскопок было установлено, что здесь существовало много поселений. Первыми, по всей видимости, жили трипольцы, но находки, относящиеся к этой культуре единичны. Самые ранние комплексные находки с этого поселения относятся к фракийцам, которые обосновались здесь в VII-VI вв. до н. э. Во II в. до н. э.-I в. н. э. здесь существовало уже другое, гетское поселение.(3) Некоторые авторы утверждают, что в Поднестровье единственное городище, которое можно было бы сравнить по масштабам городище из Руди, — городище в Бутученах или в Старооргеевском урочище.(4) На основании сопоставления данных древних карт, в частности карты Агриппы, сделанной по заказу Цезаря, когда римляне начали готовиться к войне с Дакией, и сведений знаменитого александрийского историка Клавдия Птолемея, некоторые авторы делают вывод, что древний город Мэтоний и городище Рудь находятся в одном и том же районе. Других городищ подобного размера на данном отрезке реки Днестр, или Тирас, как её называли в древности, нет, причём авторов не смущает тот факт, что на картах Мэтоний располагался на левом берегу Днестра. Мэтоний — это фракийское название поселения, которое буквально означает «дом», «место, где живут». Сам Мэтоний был столицей сарматов, одного из северных иранских народов, родственных скифам. Он просуществовал недолго, около ста лет, и был разрушен римлянами в 1 веке н. э. Римляне активно использовали Тирас для совершения набегов и картельных экспедиций вглубь непокорённых народов, в результате которых вывозились рабы и зерно.
Если идти вдоль ручья, протекающего рядом с монастырём, в сторону Днестра, то с правой стороны от него можно обнаружить урочище, именуемое местными жителями «Фарфурия турчаскэ» («Турецкая тарелка»). Остатки древнего укреплённого поселения действительно напоминают по форме тарелку, однако ничего общего с турками она не имеет. Внутренняя часть крепости имеет диаметр около 50 метров и окружена высоким земляным валом, а также глубоким рвом.
Фотография 70-х годов 20-го века. В настоящее время склоны обоих сторон ручья, который протекает у подножия "тарелки", заросли лесом и кустарником, поэтому разглядеть со стороны что-либо невозможно.
Даже сегодня высота вала с северной стороны городища оставляет около шести метров. Хотя вал, окружающий крепость, за многие столетия заполнился землёй, но и сейчас его глубина составляет около двух метров, а ширина до четырнадцати метров. В результате раскопок археологи сделали выводы, что городище когда-то было укреплённым центром большого древнерусского поселения, занимавшего площадь около пяти гектаров и существовавшего в X-XI вв., а по некоторым данным — до XII или начала XIII в.(5) В южной части городища можно заметить искусственно созданную горизонтальную площадку. На территории городища было найдено множество фрагментов глиняной посуды, костей животных, даже металлические предметы. При изучении последних, было установлено, что это фрагменты железной руды, прошедшей несколько стадий обогащения. Таким образом, здесь был также и металлургический центр, поэтому название «Рудь» не случайно. Данное поселение относят к древнерусским городищам или к городищам тиверцев. Оно является самым северным из известных городищ тиверцев на Днестре. Несомненно, его положение напротив реки Днестр, а также наличие острова непосредственно напротив него, свидетельствует о его стратегическом значении в жизни всего народа, жившего в условиях постоянной опасности вторжений врага. Люди жили в полуземлянках (с каменными печами), которые топились по-чёрному, и занимались охотой и рыболовством.
К юго-востоку от монастыря, напротив него, на высоком мысу находится другое урочище, которое получило у местных жителей название Ла трей кручь (У трёх крестов). Когда-то здесь стояли три креста, откуда и произошло название. Хотя это место заросло деревьями и кустарниками, тем не менее, здесь можно также обнаружить остатки древнего поселения-крепости. По сути, это несколько линий оборонительных валов и рвов, которые от времени заплыли землёй. По найденным на этой территории фрагментам керамики археологи установили, что это было гетское поселение IV?III вв. до н. э.(6) С другой стороны, другие источники указывают, что здесь также находилась римская крепость.
Что ещё можно сказать о Руди? Через село проходит Дуга Струве, которая была разработана российским астрономом В.Я. Струве и его коллегами в период с 1816 г. до 1855 г. для определения параметров земли, её формы и размеров.
Дуга Струве, протяжённостью более 2820 километров(7), — это сеть из 265 триангуляционных пунктов, представлявших собой заложенные в землю каменные кубы с длиной ребра два метра. Дуга начинается на севере Норвегии и доходит до села Старая Некрасовка в Одесской области. В 2004 г. страны, в которых находятся каменные кубы, обратились ЮНЕСКО с предложением об утверждении сохранившихся 34 пунктов Дуги Струве в качестве Памятника Всемирного наследия. В 2005 году это предложение было принято.(8) Раньше в Молдове было 27 стояночных точек, по которым производились обмеры для составления международных карт. В настоящее время в стране осталась лишь одна точка в селе Рудь. Она находится в яблоневом саду, в 300 метрах от автотрассы Сороки?Атаки.
Наиболее красивые, на наш взгляд, фотографии Руди помещены на обложке настоящего выпуска журнала, хотя даже они только приближённо передают красоту этих мест.
Ковальский А.А.,
январь 2013 г.1. Е.М. Ткачук. Не потерять сокровища. – Кишинёв: Картя молдовеняскэ, 1986
2. Там же.
3. Древнейшие памятники родного края: (Городища сев. Молдавии) / И. Г. Хынку ; Отв. ред. Н. А. Демченко; АН МССР, Кишинев: Штиинца, 1987
4. Романовская М.А. Городище Рудь — Мэтоний Птолемея? // ВДИ. 1981. № 4.
5. Древнейшие памятники родного края: (Городища сев. Молдавии) / И. Г. Хынку ; Отв. ред. Н. А. Демченко; АН МССР, Кишинев: Штиинца, 1987
6. Древнейшие памятники родного края: (Городища сев. Молдавии) / И. Г. Хынку ; Отв. ред. Н. А. Демченко; АН МССР, Кишинев. — Штиинца, 1987 г.
7. www.wikipdeia.org
8. Там же.